Сайт автора: yun.complife.info
Юрий Нестеренко

	Из записок африканского путешественника

(От публикатора. Эти записки представляют собой отчет об африкан-
ской экспедиции, состоявшейся в 1911 году и обнаружившей племя,
до сих пор неизвестное антропологам. В начале 1912 автор записок
отправился в США, собираясь, видимо, сделать доклад о своем сен-
сационном открытии американским коллегам. Увы, для этого путешест-
вия он выбрал "Титаник"... Таким образом, лишь в наши дни, вместе
с другими поднятыми со дна моря предметами, записки попали в руки
ученых. К сожалению, вода не пощадила бОльшую часть записей, и по-
прежнему не известны ни географические координаты таинственного
племени, ни даже имя отважного первопроходца.)

     Наш путь по джунглям длился уже семнадцать дней, и некоторые
из моих товарищей высказывали все большее беспокойство. Но Мбуту,
наш проводник, уверенно шагал вперед, туда, где в сердце дождевых
лесов скрывался доселе неведомый белому человеку загадочный народ
нтернети.
     Наконец утром девятого дня мы достигли селения. Похоже, дерев-
ню постигла какая-то беда: жители с видом потерянным и удрученным
во множестве сидели на земле или бродили поодиночке между хижинами.
Время от времени то один, то другой доставал гладкую палочку, по-
средством которой туземцы обычно добывают огонь, и принимался быс-
тро вращать ее в лунке, пока вверх не поднимался первый дымок. Од-
нако, вместо того, чтобы довести дело до конца и разжечь костер,
нтернети провожал дымок тоскливым взглядом и вновь погружался в
неподвижность. Мы попросили Мбуту узнать у них, что случилось.
     -Сер-Вер упал, - ответил наш проводник.
     Я решил, что Сер-Вер - это имя местного вождя, свалившегося
с пальмы, и, выразив туземцам соболезнования, поинтересовался смыс-
лом исполняемого ими обряда.
     -Они посылают пинги, - пояснил Мбуту. Из его дальнейших объ-
яснений я понял, что пинги - это молитвы небесным духам, возно-
симые об исцелении Сер-Вера. Я улыбнулся наивной вере этих детей
леса, однако не успела улыбка сойти с моего лица, как из-за де-
ревьев повалил к небу столб густого черного дыма, видимого, дол-
жно быть, за многие мили. И тотчас все нтернети разразились ра-
достными криками "Сер-Вер поднялся! Сер-Вер поднялся!" и дружно
принялись добывать каждый свой собственный дымок. От дальнейших
распросов их пришлось отказаться, ибо с этого момента они уже не
обращали ни на нас, ни на прочие события внешнего мира никакого
внимания.
     Последнее обстоятельство чрезвычайно затруднило наши иссле-
дования, и все же, проведя среди этого таинственного народа больше
месяца, мы составили представление об их удивительной культуре.
     Вся жизнь нтернети подчинена служению сложному религиозному
культу; всем прочим, включая охоту и продолжение рода, они зани-
маются редко и неохотно, полагая, что это отвлекает их от главного.
В центре культа находятся добрый дух Конекту и злой дух Дисконекту.
Конекту посылает хорошую погоду и сухие дрова, и тогда дымы подни-
маются высоко и видны издали; Дисконекту насылает ветер и дождь,
которые гасят костры. Земным воплощением духа Конекту считается
верховный шаман Провайда, поддерживающий главный костер племени.
Каждый нтернети ежемесячно приносит ему жертву - "а иначе отрубит",
пояснили они мне. Что именно отрубает Провайда ослушнику, они не
сказали - должно быть, казнь эта слишком ужасна, чтобы описывать
ее вслух. Провайда - фигура настолько важная, что простым нтернети
видеть его не положено; свои подношения они складывают у входа в
его хижину, обтянутую носорожьими шкурами. Со всеми же своими про-
блемами они обращаются к подручным шамана - супотам, которые служат
посредниками между Провайдой и простыми смертными.
     Как нередко бывает у народов, исповедующих примитивные культы,
нтернети скрывают свои истинные имена, опасаясь, что знающий их
получит над ними колдовскую власть. Поэтому в быту они используют
заменители имен, называемые урлами; подлинные же имена (на туземном
наречии - "айпи") знает только Провайда.
     Способ, которым простые нтернети разводят свои дымы, называ-
ется "дай лапу"; вероятно, это название идет от разлапистых пальм,
чьи ветви обычно используются для разведения дыма. Однако нтернети
верят, что самые достойные из них получат после смерти особое топ-
ливо, которому не страшны ветер и дождь, и которое выделяет в ты-
сячу раз больше дыма; его так и зовут - "выделенка". Говорят, что
некоторые удостаиваются выделенки уже при жизни, и в первую оче-
редь, конечно, сам Провайда - и действительно, его дым намного тол-
ще, чем у других членов племени.
     Хотя все племена нтернети исповедуют, в общем, единый культ,
между ними идут постоянные религиозные войны. Одна из самых за-
тяжных связана с тем, какие палочки использовать для добывания ды-
ма. Одно племя пользуется мсайе, палочками из древесины кокосовой
пальмы, а другое - нтскейпами, из древесины банановой пальмы. Что
интересно - те и другие одинаково кривые, однако каждое племя за-
мечает лишь кривизну палочек противника.
     Помимо религиозных оппонентов, есть у нтернети и другие враги.
Как-то утром, выйдя из палатки, я с ужасом увидел, что всю восточ-
ную часть горизонта застилает дым. Однако туземцы, похоже, не были
обеспокоены зрелищем грандиозного пожара в джунглях; оно вызывало
у них лишь досадливое раздражение - и не более. "Опять спам!" -
объяснили они мне.
     Спамеры - это изгои, самая презираемая часть нтернети. Они
совершенно не умеют охотиться и поэтому разводят множество костров,
призывая накормить их плодами хлебного дерева. Почему они верят в
эффективность этих призывов - совершенно непонятно: если нтернети
удается поймать спамера, они не кормят его, а предают мучительной
казни, и немало высушенных спамерских голов украшают колья вокруг
хижины Провайды. Головы эти размером с кулак взрослого мужчины; я
поинтересовался у туземцев, как им удается так уменьшать эти го-
ловы, и мне ответили, что у спамеров они такие от природы, ибо вну-
три почти нет мозга.
     Но если спамеры окружены всеобщим презрением, то другая разно-
видность нарушителей закона племени, хакры, вызывает суеверный ужас
у большинства нтернети. Хакры - это туземные колдуны, не признающие
власть Провайды. Рассказывают, что они способны на расстоянии пога-
сить чужой костер или так изменить его дым, что хозяин сам рад не
будет.
     К сожалению, приближался сезон дождей, и нам пришлось покинуть
селение и двинуться обратно, так и не узнав еще многих тайн нтер-
нети. Но я надеюсь вернуться сюда со следующей экспедицией...

(С) YuN, 2001 
http://yun.complife.info 



Если вам понравилось прочитанное, пожалуйста, поддержите автора любой суммой:
или BMC (разовые пожертвования или постоянное спонсорство) или Patreon (подписка) или Zelle (из США) для georgeyright@gmail.com или Wise (не из США) для: Номер счета 7010141420 Код банка(Routing Number) 031100649 Банк Discover Bank Имя George Right или криптовалюты: BTC 14ozyVuh2myB1Nxqz2wVQ2vfXtgd8mP7ov ETH 0x311b5964C36098CCe66885cb373A727D2B7Bd840
Постоянный адрес этой страницы: http://yun.complife.info/miscell/africa.txt