Сайт автора: yun.complife.info
     Юрий Нестеренко
     
     Звездолеты с километровыми веслами
     
     Знаете, в чем основная беда фантастики? Нет, не в обилии  графоманов
(причем не только засоряющих интернет-пространство, но и публикующихся на
бумаге) - от этого страдают все направления литературы. И даже не в  том,
что слишком многие считают фантастику "низким",  развлекательным  жанром,
"не литературой" - в этом отношении она тоже  не  одинока.  Главная  беда
именно фантастики - это отсутствие  фантазии  у  абсолютного  большинства
фантастов. Включая признанных классиков.
     Об этом писал еще Лем в "Сумме технологий", отмечая,  что,  если  бы
фантастику писали в каменном веке, то техника  будущего  выглядела  бы  в
ней, как гигантские каменные рубила, а если бы в античности - как  галеры
с километровыми веслами. Современный  читатель  хихикает,  наткнувшись  в
романе 1950-х годов на перфокарты у бортового компьютера звездолета  (что
самое смешное, такой уровень вычислительной техники может соседствовать с
обладающими  собственным  интеллектом  роботами)  -  однако,  если   этот
читатель  по  совместительству  еще  и  писатель,  впору  напомнить   ему
гоголевское - "над кем смеетесь?"
     В самом деле, как выглядит будущее (даже очень отдаленное, на тысячу
лет и более) в типичном романе (или фильме) "про космос" (да и не  только
про космос)? Люди по-прежнему живут по 70-80 лет (ну максимум  100,  если
автор вообще соизволил задуматься на эту  тему),  страдают  всем  набором
болезней, включая облысение и близорукость (борясь с последней при помощи
очков, ну в лучшем случае  -  контактных  линз),  предаются  все  тем  же
порокам, включая курение и пьянство (ну разве что табак при  этом  растят
на Марсе, а бренди  гонят  на  Сириусе)  -  словом,  абсолютно  ничем  не
отличаются  от  наших  современников  ни  физически,  ни  психологически.
Киборгизация встречается крайне редко, главным образом  в  виде  протезов
утраченных  в  боях  конечностей  (кстати,  бои  эти  могут  быть  вообще
средневековыми -  на  мечах,  и  от  того,  что  мечи  лучевые,  суть  не
меняется). О том, что можно стать  киборгом  не  в  качестве  вынужденной
меры, а добровольно, с целью практически неограниченного расширения своих
физических  (да  и  психических  -  мозг   тоже   можно   киборгизовать!)
возможностей, большинство авторов даже не задумывается (в крайнем  случае
такое проделывает Темный Лорд, но уж точно  не  положительные  герои).  С
генной  инженерией  дело  обстоит  еще  хуже.  Ну  то  есть  какая-нибудь
корпорация может производить модифицированных солдат или колонистов,  чьи
возможности намного превосходят человеческие - но правят ими, конечно же,
"настоящие" люди. Большинство роботов (особенно разумных)  и  инопланетян
подозрительно напоминают человека (да, лица отличаются, но общая анатомия
та же), хотя это отнюдь не самая оптимальная и уж  точно  не  единственно
возможная форма тела; но, что гораздо хуже, они являются точными  копиями
людей (современных!) и психологически,  вплоть  до  любовных  сцен  между
роботами. Весь технический прогресс сводится к строительству  звездолетов
(по сути - морских кораблей XIX-XX веков "с километровыми веслами"),  чья
конструкция не претерпевает существенных изменений на протяжении сотен  и
тысяч  лет.  Руду  для  их  строительства  добывают   гигантские   ржавые
экскаваторы в инопланетных карьерах. Тактика войн не ушла  дальше  Второй
мировой. Социальное устройство - в лучшем случае современное, в худшем  -
вообще феодализм и чуть ли не античность с рабовладением...
     В  общем,  авторам  даже  не  приходит  в  голову  задуматься,  что,
благодаря киборгизации и генной инженерии, люди ближайших, не говоря  уже
об отдаленных, столетий будут отличаться от современных сильнее,  чем  мы
от питекантропов (их и людьми-то уже будет  сложно  назвать  -  и  ничего
плохого в этом нет); что, если они и сохранят  порочные  пристрастия,  то
никакая выпивка не понадобится тем, кто может напрямую управлять центрами
удовольствия в мозгу; что все это радикально изменит психику и социальную
систему;  что  технический  прогресс   развивается   по   экспоненте,   и
цивилизация, за десять тысяч лет лишь слегка  поменявшая  дизайн  лучевых
мечей -  это  куда  больший  бред,  чем  каменные  топоры  на  вооружении
современной армии; что нанотехнологии полностью перевернут промышленность
и экономику, и никакие рудники и гигантские заводы  не  понадобятся  там,
где все необходимое "само"  собирается  по  атомам  из  любой  грязи  под
ногами; что космические скорости, расстояния и физические условия диктуют
совершенно другие законы войны, чем в эпоху атак эскадрилий  "Эвенджеров"
на японские авианосцы (и не факт, что вОйны в  современном  смысле  этого
слова при том уровне развития вообще будут возможны и нужны); что даже на
Земле абсолютное большинство видов совершенно не похоже на человека - что
уж говорить о Вселенной...
     Тут, конечно, возможно возражение - мол, на самом  деле  фантастика,
как и вся прочая литература, пишет именно  о  современных  людях,  а  все
далекие пространства и времена -  не  более  чем  декорация,  позволяющая
поставить этих людей в необычную ситуацию. На мой  взгляд,  это  в  корне
неверно - фантастика качественно отличается  от  прочих  жанров  как  раз
тем, что позволяет показать  нечеловеческую  психологию,  невозможные  на
Земле социальные системы и т.д., и именно этим она и  интересна.  Тем  не
менее, если автор хочет писать  о  современниках  в  необычной  ситуации,
никто ж ему  не  мешает!  Разве  мало  достойных  произведений,  действие
которых происходит в нашем мире? Тут и "Мастер и Маргарита" (и пусть тот,
кто докажет, что это не фантастика, бросит в меня камень), и многие  вещи
Стругацких - в общем, есть на кого равняться. Так зачем же,  господа,  вы
лезете в космос и другие миры, о  которых  не  только  ничего  не  знаете
(уровень грамотности большинства фантастов - отдельная долгая тема), но о
которых, главное, и придумать-то ничего толком не можете?

2008


Если вам понравилось прочитанное, пожалуйста, поддержите автора любой суммой:
или BMC (разовые пожертвования или постоянное спонсорство) или Patreon (подписка) или Zelle (из США) для georgeyright@gmail.com или Wise (не из США) для: Номер счета 7010141420 Код банка(Routing Number) 031100649 Банк Discover Bank Имя George Right или криптовалюты: BTC 14ozyVuh2myB1Nxqz2wVQ2vfXtgd8mP7ov ETH 0x311b5964C36098CCe66885cb373A727D2B7Bd840
Постоянный адрес этой страницы: http://yun.complife.info/miscell/fant.txt